
Как пишет Игорь Гладников
Представьте себе: 1960-е годы. Мировая авиация бьёт рекорды: Boeing 707 и Ту-104 уже носят пассажиров на дальние расстояния, реактивная эра в самом разгаре. А в огромном СССР есть проблема. Гигантская страна с тысячами посёлков и городков связана… чем? Устаревшими поршневыми Ан-2 (кукурузниками) и крошечными Ли-2. Лететь далеко, медленно, тряско. А новые бетонные аэродромы построить везде нереально. Нужен самолёт, который сможет сесть на грунтовую полосу, взять 30 с лишним пассажиров и лететь быстро, с комфортом, в любую погоду.И тут появляется ОН. Як-40. Неказистый с виду, похожий на добродушного толстого дельфина (или, как его позже прозвали пилоты, «воздушная корова»). Но в этой внешности был гениальный умысел.
Почему «первый» и почему «три сзади»? Это же странно!
Да, странно. Но гениально. До Як-40 в мире не было серийного пассажирского самолёта для местных линий с тремя турбореактивными двигателями. И уж точно ни у кого не было их в хвосте. Почему так?
1. Чистота крыла. Крыло стало идеально чистым, без двигателей, что улучшило его аэродинамику на малых скоростях (а для посадки на короткие поля это критически важно).
2. Защита от мусора. С грунтовой полосы в воздух летят камни, песок, снежная крупа. Если бы двигатели висели под крыльями, они бы глотали этот абразив, что грозило бы быстрым износом и поломкой. А на хвосте они засасывали только чистый воздух.
3. Безопасность. При отказе одного двигателя самолёт терял симметрию тяги незначительно (все три рядом в хвосте). Это упрощало пилотирование для экипажа в сложной ситуации.
4. Тишина в салоне. И это главный бонус для пассажиров! Гул двигателей оставался сзади. В салоне было на удивление тихо, можно было спокойно разговаривать. Шумными были только первые ряды, рядом с дверью в кабину пилотов.
Пассажирский внедорожник, или Что он умел?
Технические характеристики Як-40 звучат как описание суперспособностей:
Взлётная дистанция: Всего 700 метров. Это как два футбольных поля. Он мог взлететь с поля, которое и аэродромом-то назвать было сложно.
Посадочная дистанция: Ещё меньше 500 метров. Он садился, практически как вертолёт, «на пятачок».
Сходил за трап. У него была встроенная лестница в нижней части фюзеляжа! Приехал на грунтовку, где нет никаких услуг, открыл дверь и вот уже лестница. Пассажиры спускались прямо на траву. Элегантно и практично.
Про выживание. Одна из самых известных историй полёт в 1973 году, когда самолёт попал в грозу и в него ударила молния. Вышли из строя почти все приборы, отказали два двигателя из трёх. Экипаж сумел на одном двигателе и с помощью авиагоризонта (единственного уцелевшего прибора) вывести самолёт из штопора и посадить его. Все выжили. После этого случая живучесть Як-40 стала притчей во языцех.
Як-40 стал настоящим воздушным тружеником. Он летал от заполярных льдов до пустынь Средней Азии. Он возил почту, рыбаков, геологов, чиновников, туристов. И не только в СССР. Он стал первым советским реактивным самолётом, который массово продавали на Запад в Италию, ФРГ, США. Капиталисты оценили его «внедорожные» качества! Он летал на кубинские курорты, в африканские джунгли. Всего было построено более 1100 самолётов.
Почему его вспоминают с теплотой?
Потому что Як-40 был честным, добротным, понятным самолётом. Он не претендовал на звание шедевра красоты или скорости. Он делал одно дело связывал людей. Он превращал многочасовые утомительные поездки на автобусе по бездорожью в короткий комфортный перелёт. Он был демократичен и доступен.
Его постепенно списали не потому, что он был плох, а потому, что мир изменился. Появились более экономичные турбовинтовые самолёты, требования к шуму и расходу топлива ужесточились. Но легенда осталась.
Финал. Для комментариев.
Вот он скромный герой эпохи, реактивный первопроходец малой авиации. Возможно, вы, ваши родители или дедушки летали на нём. Да и вы еще можете купить купить билет и слетать в столицу Деда Мороза на Як-40 Может, помните этот характерный силуэт на маленьком аэродроме и встроенную лестницу? Или тот самый «рык» при заходе на посадку? Это не просто рык это включенный реверс.
Давайте пообщаемся в комментариях!
1. Летали ли вы на Як-40? Какие воспоминания? Было ли страшно или, наоборот, уютно?
2. Как думаете, почему сейчас почему Минпроторг отказался воспроизводить Як-40 сделал ставку воспроизводства Чешского самолет Л-610 и на его базе делает самолет ТРК44 «Ладога» и нене делают таких «пассажирских внедорожников»? Жаль что вы думаете, что это неизбежный прогресс?
3. Какая, на ваш взгляд, самая крутая особенность «Яка»: три двигателя в хвосте, лестница или способность садиться на грунт?
Так вот самая крутая особенность и главная возможность, что заменив 3 украинских двигателя на два американских, расход топлива снижется более чем в два раза а дальность полета возрастает до 5000 км при этом он может садиться на грунт и ему не нужен трапп
Пишите, вспоминайте, спорьте. Легендарный «воздушный свисток » заслуживает того, чтобы о нем не только помнили, но и эксплуатировали до скончания века. Наш адрес info@airlen-ra.ru
